Аньково - неофициальный сайт села

Четверг, 02.05.2024, 09:23

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Мои статьи

Из истории села Анькова

Введение.

Малая Родина… место, где мы родились, живем, учимся. Для взрослых – место с особой притягивающей энергией. Одни из них навсегда поселяются здесь, другие, уехав, все время возвращаются: мыслями, стихами, наездами в отпуск или в праздник, в гости к живым или на могилы близких, помочь на огороде или ради общения с природой…

Алексей Критский – один из тех благодарных потомков, кого всегда манит с. Аньково. Здесь жил его дед, церковный староста, уважаемый некогда в селе человек. Некоторое время, тому назад, пытаясь найти его могилу, Алексей Владимирович приехал в Аньково. В семье ему рассказывали, что дед был похоронен слева от входа в Свято-Сергиевский храм, но могила исчезла, как, впрочем, и целое кладбище, которое располагалось на окраине села с 19 века.

Сейчас здесь дома, большой магазин, дорога и лишь несколько разбитых надгробных плит, найденных батюшкой Геннадием на огороде, напоминают о былом скорбном месте. Родственники все-таки нашли и восстановили могилу, поставили крест. Может тогда, и родились у поэта Алексея Критского эти строки:

«И погост, как будто не погост,

А вороний базар при дороге,

Но кому побывать здесь пришлось,

Вспоминал в одночасье о Боге»

8 мая 2008 год

Общим памятником давно умершим жителям Анькова, напоминанием о прошлой жизни и днем сегодняшним стал ныне действующий Свято-Сергиевский храм.

История рождения, жизни, гибели и возрождения аньковских храмов неотделима от истории сотен и тысяч таких же храмов по всей России, от истории станы в целом. Но нам интересна каждая подробность своей местной истории, так как мы каждый день ходим мимо «каменной летописи» строений и видим, как беспощадное время безвозвратно вырывает их нее листы…

Вот, например, этим летом было признано аварийным и полностью разобрано «одно из самых крупных и лучших по убранству в селе» здание – купеческий жилой дом с лавками и трактиром конца 19 века.[1]

В изучении истории родного села нам помогают воспоминания старожилов, настольная книга аньковских краеведов «Ильинская родословная» Смолина Е.В., а так же каждый раз поступающая в школьный музей новая информация. В этот раз ею поделился с нами Майоров Алексей Николаевич (1974г.р.) – житель г. Ярославля, корни которого у нас, в Анькове. Здесь жил его дед Хомутов Леонид Сергеевич, живёт бабушка Хомутова Нина Николаевна. Она же доводиться мне, Соловьёвой Елене, прабабушкой, а Алексей Николаевич – мой дядя по материнской линии. Узнав, что я занимаюсь краеведением, он посетил нашу школу, музей, передал в него рабочий инструмент деда и материалы, которые нам, школьникам, добыть трудно – отсканированные копии старинных карт Владимирской губернии, Юрьевского уезда, фотокопии дореволюционных книг – статистических, церковных и других. Очень увлекательно рассматривать и читать эти материалы. Наша задача – познакомить с ними всех ребят, интересующихся краеведением.

Основная часть.

Аньково возникло на перепутье древних колесных дорог. Один путь шел из Иваново через Тейково – Аньково – Ильинское в Ростов. Другой – из Владимира через Суздаль – Аньково в Ярославль. Как и всюду в таких местах, в Анькове останавливались торговцы, приказчики, возчики. Жители села, содержавшие постоялые дворы и харчевни, получали от проезжих людей значительный доход. Зарождение торговли в наших местах относится к далекому 17 веку. В 18 веке село Аньково являлось волостным центром Юрьев-Польского уезда Владимирской губернии, а территориально относилось ко второму стану. «Аньково находилось от Юрьева в 55-ти верстах, от Владимира в 100 верстах, при пруде. Село в старинные времена принадлежало разным помещикам, частично аньковские земли были церковными».[2] По мнению главного Ильинского краеведа Е.В.Смолина, история названия села Анькова восходит к началу 17 века и связана с польской интервенцией. Слог в слог повторяется польское слово «анковы», что в переводе значит «некованый», «место, где нельзя подковать коня».[3] Конечно, это не значит, что не может быть выдвинуто и других версий, но важнее, на наш взгляд, версию не выдвинуть, а объяснить и доказать. Аргументация Е.В.Смолина выглядит убедительно. На старинной карте Владимирской губернии 1792 года мы нашли наше село. Оно обозначено именно как село, то есть населенный пункт с церковью, а название звучало «Анково». Изучая книгу «Списки населенных мест Российской Империи… » мы прочитали, что «Владимирская губерния стоит в первом ряду первых по промышленной и торговой деятельности».[4] Есть и объяснение этому. Во - первых, это следствие счастливого положения между центром русской земли – Москвой и кормилицей Руси – Волгою. Во – вторых, оброк был выгоднее барщины на местных землях. «В крае столь обильном промыслами, какова Владимирская губерния, необходимо должно явиться много торговых пунктов».[5] Именно таким торговым пунктом на большом проселочном тракте из Суздаля в Ярославль и было село Аньково. Это хорошо видно на старой карте.

Природа страны определяет ее заселение. Человек любит селиться там, где природа представляет ему экономические выгоды. Земля в окрестностях Анькова в дореволюционных книгах определялась как хрящеватая (земля в уезде делилась на суглинистую, глинистую, хрящеватую, песчаную), т.е. вырастить на ней хороший урожай было трудно – хлеба производилось лишь одна треть от потребности.[6] Здесь хорошо рос только картофель и лен. Однако люди здесь все-таки селились. В Анькове в 19 веке было 213 дворов, 1146 жителей.[7] В то время самые крупные поселения имели всего лишь 100 дворов. Вот несколько примеров для сравнения размеров села Анькова. В селе Ильинском был 81 двор и 497 жителей. В Тейкове был 251 двор и 1598 жителей.[8] Здесь же, в справочнике находим и причину, делавшую Аньково столь привлекательным местом для жительства. В селе действовали четыре ярмарки и постоянный базар. Торговали скотом, сырьём, предметами крестьянской торговли, мануфактурой, льном, картофелем. Доходы позволяли безбедно жить. «Обыватели ходят, будучи одетыми очень чисто, при часах. Франтоватые парни являются на «беседы» в жилетках, преимущественно драповых, на них три цепочки, причем одна серебряная. Женщины одеты в атласные, драповые или сатиновые пальто, шелковые платья, на голове дорогие платы и шали».[9] В приложении к нашему докладу мы указываем перечень промыслов и ремесел Аньковской волости, а так же неполный список богатых домовладельцев села Анькова, составленный с помощью книги Смолина Е.В. и воспоминаний старожилов. Чтобы сориентироваться в суммах доходов аньковских жителей, мы нашли в книге «К вопросу о подъеме экономических сил России. Ярмарки.», что за кровную заводскую голову жеребца просили от 15 до 300 р., простой жеребец стоил 18 – 60 р., обыкновенная крестьянская лошадь стоила от 40 до 65 р.[10] От старожилов известно, что в Анькове были большие загоны для скота и велась активная торговля. Оборот, например, Ильинской ярмарки в 19 веке составлял десятки тысяч, а Аньковская торговля была более процветающей. Только за весну продавалось 3-4 тыс. жеребцов и кобыл. В книге «Ростовский уезд Ярославской губернии» известный ростовский краевед А.А. Титов отмечал, что в торговле «несомненное первенство принадлежит все же Онькову».[11]

Таким образом, местные жители были людьми предприимчивыми, денежными и всегда заботились об облике своих домов и села в целом. Ведь именно они на свои сбережения построили богатого убранства церкви, колокольню, торговые ряды, трактиры, лавки и многое другое. Окончательно архитектурный облик села сложился к началу 20 века. Остановимся подробнее на истории аньковских храмов, как свидетельстве достатка, трудолюбия и веры наших предков.

О первоначальном основании в селе церкви не сохранилось письменных свидетельств, но в конце 17 столетия в селе существовали уже две церкви, из них одна деревянная – в честь Архангела Михаила, а другая каменная – в честь Св. Живоначальной Троицы, основанная, по показанию клировых ведомостей, в 1699 году. В описи церковного имущества 1790 года, древнейшею церковью названа церковь Архангела Михаила и описана так: «церковь Архангела Михаила деревянная, стены и верх крыты тесом, глава чешуйчатая, деревянная, крест железный, вызолоченный, глава и крыша выкрашены. Антиминс освящен в 1718 году. В той же описи Троицкая церковь описана так: «…церковь двухэтажная, каменная, теплая. Антиминс освящен в 1758 году». В 1809 году в нижнем этаже Троицкой церкви был устроен придел в честь святителя и чудотворца Николая. Около 1830 года деревянная церковь Архангела Михаила за ветхостью была упразднена и вместо ее прихожане построили в нижнем этаже Троицкой церкви другой придел в честь Архангела Михаила, и одновременно с ним – в верхнем этаже придел в честь Владимирской иконы Божьей Матери. Таким образом, в Троицкой церкви стало 5 престолов: в честь св. Живоначальной Троицы и Владимирской иконы Божьей матери – верхнем, холодном этаже, и в честь Казанской иконы Божьей Матери, Архангела Михаила и св. Николая Чудотворца – в нижнем этаже.[12] Церковь была очень красивая, наверх вела роскошная широкая лестница. Храм перестал функционировать в 20-е годы 20 века. В годы Великой Отечественной войны в этом храме на первом этаже располагался гараж для тракторов, на втором этаже устроили хранилище для зерна. Перекрытие не выдержало тяжести и рухнуло. После войны храм окончательно разобрали. (Воспоминания старожилов)

Рядом с церковью вознеслась шатровая колокольня, построенная в начале 18 века. Это один из лучших образцов подобных сооружений в области, свидетельствующий об устойчивости в регионе архитектурных традиций 17 века. [13] Здание – кирпичное, побеленное по кладке, главка с крестом делалась заново во второй половине 19 века. Говорят, что звон колоколов в ясную погоду был слышен в радиусе 18 километров. В середине 20 века арки звона были заложены, а внутри установили водонапорный бак. Тогда же были разобраны и Троицкая церковь, и ограда с часовнями центрального храмового комплекса, лавки на торговой площади. Архитектурному облику села был нанесен значительный ущерб.

Владельцем села Анькова в 20- е годы 19 века был либеральный барин Н.М.Сипягин. Он много сделал для того, чтобы изменить к лучшему архитектурный облик села, построил кирпичный завод, здание будущей аптеки, богадельни. Двухэтажные, красного кирпича купеческие особняки, жилые вверху и с торговыми лавками внизу, придали селу богатый и ухоженный вид. Центр был вымощен булыжником, фрагмент этой старой мостовой сохранился в одном месте – у здания нынешней сберкассы. В 1883 году продолжала работать богадельня, там, на попечении местного церковно-приходского общества находилось двадцать человек малоимущих. Аньковское приходское попечительство было основано в 1868 году стараниями местных приходских священников Аркадия Благонравова, Алексея Орлова, церковного старосты Григория Куликова, волостного старшины Якова Ершова и при участии всего общества. Организатором выступила Юрьевская Земская Управа (из отчета по собранию прихожан).[14]

В 1833 году к Троицкой церкви был приписан приход села Билюкова. В целом приход состоял из села Аньково (237 дворов), деревень: Негодяиха, Дягилево, Чебыково, Сатырево, Перлёвка, Кривцово и сельцо Билюково. Расстояние от церкви до деревень было не более 4-х верст и препятствий к сообщению не имелось. Всего дворов в приходе было 467, а в них душ мужского пола 1346, а женского пола 1529 душ.

В 1860 году усердием прихожан на кладбище, находящемся у южной окраины села, была построена каменная церковь с одним престолом в честь преподобного Сергия Радонежского Чудотворца и обнесена каменною оградою. Раньше здесь находилась ветхая деревянная часовня. Новая церковь была оштукатурена и побелена. Несмотря на скромные размеры, храм был красив своим редким готическим стилем. Позже был достроен притвор к храму. Все постройки возводились из местного красного кирпича. Церковный кирпич был больше по размерам. Раствор содержал большое количество извести. Кирпичный завод находился в д. Перлевка. Как выглядела кровля и купола сейчас судить трудно, т.к. первоначальный вид постройки был утерян в советское время. Утварью, ризницею и св. иконами церковь была снабжена достаточно. Начало строительству положил местный житель Сергей Алексеевич Обухов, он же являлся автором этого оригинального проекта. Строительство велось 11 лет. В начале 30-х годов 20 столетия Свято-Сергиевский храм был разгромлен по указке властей, нарушено было и кладбище. Происходило массовое закрытие всех церквей, с колокольни сбросили на землю колокола. Жители, спасая хоть что -то из церковного имущества, стали уносить по домам иконы, фрагменты напольного покрытия, изразцы. В нашем школьном музее храняться образцы роскошных позолоченных церковных изразцов. В разное время в Свято – Сергиевском храме находились то склад, то масло – сыр завод и др.

«Пусты оконные глазницы.

Открыта паперть всем ветрам.

Ни шапку снять, ни поклониться:

Был раньше храм, а нынче – срам.»

(Е.В.Смолин)

В начале 90 – х годов усилиями местных жителей храм начал восстанавливаться. Подробный рассказ об этом уже зачитывался на районных краеведческих чтениях аньковскими школьниками.

В 1871 году прихожане, вследствие тесноты и темноты теплого нижнего этажа в Троицкой церкви, построили отдельную теплую каменную церковь с главным престолом в честь Казанской иконы Божьей Матери и приделами: во имя Архангела Михаила и св. Николая Чудотворца. Храм был выстроен в русско-византийском стиле с редкой для него приземисто-распластанной объемной композицией. Над широким световым барабаном из 16 арочных окон был возведен пологий купол. Входные порталы оформлены в виде арок. В центре восточного фасада находился трехгранный алтарь. Среди прихожан особым почитанием пользовалась старинная икона Казанской Божьей Матери. В числе богослужебных книг имелось старинное евангелие 1759 года. Церкви принадлежали здания: кладовая и торговая лавки, устроенные в стене ограды, и каменная часовня.

В селе действовало две земских народных школы: мужская и женская. Первая была открыта в 1860 году, а вторая в 1877 году. История школ в селе Анькове уже была предметом изучения краеведов два года назад.

«19 февраля 1881 года выдалось замечательным днем для жизни прихожан села Аньково», - рассказывает священник Алексей Орлов.[15] У нас была возможность познакомиться с «Владимирскими епархиальными ведомостями» за 1881 год в электронном виде. Следует сказать, что они в трогательных подробностях передают дыхание и колорит своего времени. Это уникальное издание, донесшее до нас события православной жизни полуторавековой давности. В тот день в селе была освящена еще одна часовня и в ней икона св. князя Александра Невского в память чудесного спасения императора Александра Второго от рук террористов(19 ноября 1879 года). Мысль об устройстве часовни принадлежала волостному старшине И.С. Куликову. Крестьяне Аньковской волости горячо поддержали идею и собрали на эти цели тысячу рублей. «Часовня имела четырехугольный вид, в квадрате семи аршин, в архитектурном отношении весьма красива». [16]Южный входной проем и ложные окна на западной и восточной гранях были помещены в неглубокие арочные ниши. На церемонии присутствовали уездный предводитель дворянства М.А. Авдулин, почетный мировой судья Н.П. Дружинин. Литургию совершил благочинный священник Аркадий Благонравов (отец будущего академика А.А Благонравова). Отец Аркадий пользовался большим авторитетом среди жителей за свое искреннее служение людям и Богу. В 1875 году «Владимирские епархиальные ведомости» сообщали : «Государь император по представлению министерства внутренних дел и положению Комитета министров в 27-й день декабря 1874 года высочайше соизволил на награждение за труды по оспопрививанию священника с. Анькова Юрьевского уезда Аркадия Благонравова золотой медалью».[17] Батюшка Аркадий вырастит и воспитает замечательного сына Анатолия, который в студенческие годы, идя по стопам отца, будет активно участвовать в благотворительном сборе средств для помощи больным чахоткой. По окончании молебна, был совершен крестный ход, а затем в доме волостного старшины состоялся обед для гостей. Во время него певчие пели гимн «Боже, Царя храни». Вечером часовня была красиво иллюминирована.Таким образом, до революции в нашем селе было четыре храма.

Свято-Троицкий храм

1699 год

Шатровая колокольня

Нач.18 века

Свято-Сергиевский храм

1860 год

Казанский храм

1871 год

Часовня

1881 год

Если обратить внимание на даты их постройки, то явно можно проследить связь местной и общероссийской истории. Первый храм построен в конце 17 века, когда страна возродилась и оправилась от тяжелых последствий смутного времени. Тогда развивалась мелкая промышленность во всех разновидностях и наблюдалось это не только в городах, но и в сельской местности. В стране были сотни сельских пунктов, где жители в основном занимались промыслами и торговлей. Это было время начала формирования всероссийского рынка, правительством принимались меры содействия развитию торговли. Мы считаем, что 17 век определил дальнейшую историческую судьбу села Анькова как крупного торгового села. Остальные аньковские храмы строились на общероссийской волне освобождения от крепостничества, когда страна прилагала энергичные усилия для реформирования многих сторон жизни. Аньковские храмы постоянно достраивались, переделывались, улучшались, что говорит о материальных возможностях прихода, о большой любви к Богу и родному селу жителей.

В 20-30 -ые годы 20 века произошло закрытие аньковских церквей. Такова была политика властей, но не желание людей. Старожилы рассказывали, как проклинали верующие того активиста, кто сбрасывал в Анькове колокола на землю, как вскоре после этого он тяжело заболел и умер. Все восприняли это как закономерный итог преступления против вековых традиций и веры.

Заключение.

Прошли десятилетия. Мы живем в новой, современной России. Многое изменилось по сравнению с царскими и советскими временами. Но невольно напрашиваются и параллели. Как и сто лет назад, в селе много частных магазинов, есть даже с прежним названием «Торговая лавка», и, даже, в прежних стенах. Как и тогда, владельцы магазинов сегодня продают местным жителям продукты в долг, под запись в долговую книгу. Традиции русского купечества продолжают современные сельские предприниматели. Например, Груздев А.В., Калинин А.Т, Тангиев А.Ю. не забывают о спонсорстве, помогают школе с приобретением книг, подпиской на журналы, в проведении выпускных вечеров, поощряют одаренных детей Благонравовской стипендией. Как и в давние времена звонят церковные колокола, созывая верующих на службу. Как когда-то центральные улицы села застраивались богатыми купеческими особняками, так и сегодня повсеместно строятся и благоустраиваются дома аньковцев.

И все же село очень изменилось. Прежнего многолюдного базара в Анькове нет. Старый исторический центр села перестал существовать, он как бы разделился на части. Административный центр теперь находится в восточной части села, экономический – в южной, религиозный и торговый – в центре современного Анькова. Культурный центр с советских времен переместился в бывший Казанский храм, что вызывает глухое недовольство значительной части селян. Ничего не осталось от прежней гордости аньковцев – Троицкого храма. Нет, справедливости ради, надо сказать, что на крепком фундаменте этого храма стоит сейчас детский сад. Несколько лет назад по инициативе районных властей в честь погибшего храма был установлен памятный знак. Бывший Казанский храм отремонтирован, правда, как сельский клуб… Колокольня медленно разрушается, лишь кое - где видны фрагменты украшений – зеленые изразцы. Те, что пониже, давно сняты «охотниками за стариной». Исчезло историческое здание трактира, дом бывшего купца первой гильдии Куликова. Предрешена судьба здания бывшего сельсовета, некогда купеческого особняка.

Построек советского времени тоже исчезло немало с началом рыночных реформ. Но ведь дело в том, что дореволюционные здания – это памятники истории и архитектуры. Это наглядная история родного села. Сохраним же память о прошлом хотя бы в краеведческих изысканиях.  Много столетий назад Аньково в силу географических и экономических причин стало богатым торговым селом с соответствующим статусу внешним обликом, а на наших глазах в силу других, но тоже экономических, причин, оно разрушается. А может не только экономических? Старых домов и улиц не стыдиться надо, ими нужно гордиться!

В заключение, хотим привести отрывок из стихотворения участницы областного смотра-конкурса по краеведению «Сокровища земли Ивановской» Моториной Марии, учащейся 9 класса. Она сочинила его четыре года назад:

«Аньково-село стало вдруг разрушаться,

Дома деревянные стали ломаться.

А раньше здесь было большое село.

Прекрасные церкви тут были давно.

Мне жаль, не увижу я их никогда,

Их звон колокольный утих навсегда.

Как хочется мне, чтоб Аньково ожило.

Село, чтобы бедность свою победило».

 

Если это ясно ребенку, школьникам краеведам, то и взрослым, от которых непосредственно зависит решение проблем современного села, тем более все должно быть понятно!



[1] Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2. Москва. Наука. 2000.с. 266.

[2] «Списки населенных мест Российской империи, составленные и изданные центральным статистическим комитетом министерства внутренних дел. Владимирская губерния. По сведениям 1859г.». Санкт – Петербург. 1863г. с238.

[3] Смолин Е.В., «Ильинская родословная», Иваново, «Ивановская газета». с.25.

[4] «Списки населенных мест Российской империи…». с.26.

[5] «Списки населенных мест…». с.36.

[6]  Смолин Е.В., «Ильинская родословная»с.49.

[7] «Списки…» с.235.

[8] «Списки…»с.227.

[9] Смолин Е.В. с.40

[10] «К вопросу о подъеме экономических сил России. Ярмарки. Член Государственного Совета В.И.Денисов». Санкт – Петербург.1911г.с.56.

[11] Там же.

[12] «Владимирские епархиальные ведомости». Отдел 28,№ 33,том 3,с.458.

[13] Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. с. 273.          

[14] «Владимирские епархиальные ведомости». Отдел 28,№ 33,том 7.с.55.

[15]  Владимирские епархиальные ведомости. Отдел 28,№33, том 7. 1881год.. с.155.

[16] Владимирские епархиальные ведомости. С.156.

[17] «Наша Родина – Иваново-Вознесенск». 2007 год,№2,с.31.

Категория: Мои статьи | Добавил: red_angel (12.01.2012)
Просмотров: 5984 | Рейтинг: 4.7/6
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Мини-чат

Праздники сегодня

Поиск

Наш опрос

Интересны ли статьи об астронаблюдениях на сайте?
Всего ответов: 4

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0